Пётр 1. Детство и юность

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Пётр 1 Алексеевич, император Российской Империи. Годы правления 1682 - 1725.

Пётр 1, детства и юность, достижений, внутренняя и внешняя политика, управление, реформы армии, церкви и государственных структур, Северная война и войны с Турцией.

MedVs 350В российском царстве в стольном граде Москве 30 мая 1672 года произошло событие, повлиявшее на судьбы людей Европы и Азии на века вперёд. У царской четы родился сын, получивший в крещении имя Пётр, по отцу Алексеевич, впоследствии ставший победителем шведского короля Карла XII и великим реформатором вытащивший Россию из векового сна, известный всему миру как Пётр 1. Счастливая мать, Наталья Кирилловна Нарышкина, была второй ценой царя Алексея, имевшего от первой цены множество детей, но вот беда, не дал бог тем детям здоровья. От первой жены царь Алексей имел дочь Софью и сыновей Фёдора и Ивана, остальные умерли в младенчестве и детстве. Царевич Фёдор не обладал крепким здоровьем, но был добр и любим окружающими. Он был первым кандидатом на царство, но уже тогда все видели, что долго он не проживёт. Царевич Иван постоянно болел, умом был беден, с трудом ходил. На престол и для царского труда он был негож. 

В отличие от своих братьев, в детстве Пётр 1 обладал отличным здоровьем, и уже в детстве за ним заметили любовь к подвижным играм, любопытство ко всему, что имело отношение к воинской службе и ратным сражениям. Наталья Кирилловна, сама воспитывавшаяся в доме устроенном на европейский лад, позаботилась, что бы у маленького Петра были самые современные для того времени игрушки. С детства Пётр был окружён иноземными игрушками, лошадками, пушками, пищалями, музыкальными шкатулками немецкой работы. Возможно именно потому, что с детства был приучен к иноземным диковинкам, Пётр любил впоследствии всё иностранное и чувствовал себя в Немецкой слободе как дома.

Через 3 года после рождения сына Петра умирает царь Алексей, и на престол взошёл царь Фёдор. Положение при дворе царевны Натальи Кирилловны Нарышкиной и её родственников стало очень шатким, власть стал осваивать клан Милославских. Однако царь Фёдор, приходившийся Петру старшим братом и крестным отцом, оказал своё внимание и покровительство царице Наталье Кирилловне, чем возможно спас её и Петра от больших проблем и возможной физической расправы.

PetrБудущий император Пётр 1 в детстве мало заботился этими всеми изменениями во власти и в своём положении, занимаясь играми и развиваясь, он рос. 

Детство Петра 1. Обучение

Когда он достиг пятилетнего, возраста царь Фёдор решил, что отрока пора приобщать к учёбе и дать ему необходимый набор знаний. Беззаботное детство Петра 1 закончилось. Понятия об учёбе у Натальи Кирилловны и царя Фёдора были для того времени обычными, и потому к Петру было решено приставить человека набожного, кроткого, богобоязненного. После рассмотрения множества кандидатур к юному Петру был приставлен монах Никита Моисеевич Зотов, соответствующий всем вышеозначенным требованиям и страшно терявшийся и робевший в присутствии малолетнего царевича Петра. Был у него однако и недостаток, любил он выпить. Впоследствии, уже ставший императором Пётр 1 сумел оценить по достоинству эту черту характера Зотова и нашёл ей достойное применение.

Царь Фёдор лично проверил знания Зотова в письме и чтении, и лишь после этого он был допущен к Петру. Получив подарки от царицы Натальи Кирилловны и патриарха деньгами, одеждой и дворянством, счастливый и робеющий перед учеником Никита Зотов взялся за обучение царевича Петра. Первый день занятий сохранился в истории, обучение Петра Никита Зотов начал 12 марта 1677 года, юному Петру не было ещё и пяти лет. Обучение грамоте включало в себя изучение азбуки, заучивание наизусть часослова и псалтыря. Видя интерес Петра к иллюстрациям в книгах, Зотов доложил об этом царице Наталье Кирилловне, она отдала распоряжение живописцам из Оружейной палаты нарисовать новые иллюстрации для царевича, дополнительно распорядилась выдать из дворцовой библиотеки книги по истории с картинками. Когда царевич Пётр уставал от учёбы, Зотов показывал ему картинки, рассказывая о прошедших исторических событиях, о правлении Ивана Грозного, битвах Александра Невского, победе на Куликовом поле Дмитрия Донского и других событиях в русской истории, вплоть до правления князя Владимира. Пётр не только обучился грамоте и имел представление о русской истории, но и знал наизусть евангелие и апостол. Большего учитель Никита Моисеевич Зотов будущему императору Петру 1 дать не мог.

Petr1 union27 апреля 1682 года можно считать окончанием детства Петра, умер царь Фёдор. Малолетний царевич Пётр оказывается средством получить власть роду Нарышкиных, взяв вверх над родом Милославских. Пётр оказывается выдернутым из спокойного и уютного мира детства и вовлечён в политические события, борьбу за власть, стрелецкие бунты, противостояние с сестрой царевной Софьей.

Детство Петра 1. Борьба за власть

Извилистые тропы политического противостояния Нарышкиных и Милославских вывели десятилетнего Петра на престол российского царства. Нарышкины уже праздновали победу и предвкушали управление царством за спиной малолетнего царя, но тут Москву закрутило в вихре стрелецкого бунта, с одной стороны подогреваемого недовольством стрельцов произволом начальников, с другой стороны Милославскими направившими недовольство стрельцов на род Нарышкиных, обвинённых ими в убийстве царевича Ивана. 

Успокоить стрелецкие полки в Москве и навести полный порядок удалось лишь к январю 1683 года. Результатом долгова противостояния стало возведение на престол двух царевичей, Петра и Ивана, бразды правления оказались в руках царевны Софьи, получившей регентство над несовершеннолетними братьями.

Наталья Кирилловна Нарышкина была отправлена в село Преображенское с опальными сторонниками и  юным сыном Петром, где жили милостью царевны Софьи Алексеевны. Пока опальный двор стенал и жаловался на несправедливость и человеческую жестокость, Пётр, предоставленный сам себе, искал развлечения в играх.

Пётр 1. Конец детства, первые потешные полки

С младенчества имея склонность к деревянным пушкам, пищалям и лошадка Пётр переключается на настоящее оружие, создаёт свою оружейную казну, следовавшую за ним во время его экспедиций по окрестностям на нескольких подводах. По обычаям того времени, к будущему царю были приставлены дети знатных родов, которые должны были в будущем образовать двор, их набралось несколько десятков. Пётр разбил их на два полка, получивших названия Семёновский и Преображенский по названию сёл расположенных неподалёку. В полки были приняты помимо детей знатных родов дети простых холопов, полки получили официальное название потешных, служившие в них считались на службе и получали жалование. Потешные полки исправно несли службу, были возведены фортификационные сооружения и вспомогательные строения, где отрабатывались военные маневры и проходили сражения. Пётр, желая стать настоящим солдатом, прошёл все ступени службы, начиная от простого солдата.

Petr1 union00

“Играя в солдатиков” Пётр рос вместе со своими потешными полками. Своих знаний и прочитанных из дворцовых книг не хватало. Но тот, кто ищет, всегда находит. Для Петра такой находкой стала Немецкая слобода, где его познакомили с голландцем Тиммерманом, который учил Петра тому, что ему действительно было интересно - арифметике, геометрии, артиллерии, фортификации. Со временем потешные полки стали гвардейскими, на практике освоившими военное дело. Найдя старый бот, Пётр распорядился его отремонтировать и спустить на воду, обретя любимую игрушку. 

Софью не беспокоили увлечения Петра, она не видела в них ничего для себя угрожающего. Но когда Наталья Кирилловна решает женить Петра и подобрав ему в жёны Евдокию Лопухину осуществила свой замысел 27 января 1689 года жени в Петра, ситуация меняется. Женатым Пётр стал считаться совершеннолетним и стал угрозой для царевны Софьи Алексеевны, бывшей регентшей. Столкновение, определяющее будущего правителя России, становится неизбежным. 

RS petr00

 

Яндекс.Метрика